“Основная проблема, которой занимается промышленная психология, – это базовые отношения в промышленности рабочего с машиной и технологическим процессом.”
Краеугольным камнем именно базовых отношений человека и машины, человека и технологического процесса является профессиональный отбор. В зависимости от того, о какой сфере взаимодействия человека и техники идет речь, проблема психологического профессионального отбора обрастает специфическими частностями. Хотя итог один: подбираются (создаются) методики, вырабатываются критерии, издаются разрешительные приказы (указания) и механизм профотбора начинает работать. Но это исключительно видимая часть айсберга. Гарантия успешности профотбора заключена в анализе деятельности.
Как правило, у любого администратора решение о применении профотбора зреет долго. Он бы хотел быть убежденным, что это мероприятие действительно является незаменимым и необходимым.
В быту все наблюдают и знают, что люди бывают разные. Кто-то все делает быстро, кто-то нерешителен в своих действиях, кто-то лучше других ориентируется в пространстве, а кто-то всегда поворачивает не в ту сторону.
Надо ли убеждать, что в работе все эти особенности проявляются точно так же?! А когда речь идет о профессии, связанной с человеческими жизнями, с экологическими проблемами, огромными материальными ценностями и подчас счет идет на секунды, особенности приобретают судьбоносное значение.
Поэтому очень важно, чтобы на позиции, связанные с масштабными влияниями, подбирались люди, способные соответствовать этим позициям.
Соответствие должно быть по медицинским показателям, по образовательным показателям и по психофизиологическим (психологическим) критериям.
Иными словами, претенденты на подобные позиции должны проходить профессиональный отбор по медицинским, образовательным и психофизиологическим критериям.
И если медицинский и образовательный отбор обычно понятны, психологический отбор – не совсем.
Если подобрать группу людей с идеальным здоровьем, эта группа будет однородна по медицинским критериям, но она может оказаться совершенно разнородной по психофизиологическим показателям. Люди будут различаться по времени двигательной реакции, по времени мыслительных операций, по способности к оперативному принятию решения, по объему оперативной памяти и внимания, по способности к распределению внимания, по уровню самооценки и устойчивости к стрессу, по устойчивости состояния активации и работоспособности, по устойчивости к монотонии и многому другому.
Люди рождаются с различным типологическим наследием, с врожденными темпераментными особенностями, которые в процессе воспитания, социализации корректируются в ту или иную сторону. В ситуации дефицита времени типологические особенности проявляются в полной мере, и по этой причине они должны соответствовать тому темпу и тем способностям, которые будут наиболее востребованы в данной ситуации. Поскольку вероятные экстренные ситуации в каждой опасной профессии известны, то известны и качества, которые позволяют справиться с ситуацией. Тестирование этих качеств является неотъемлемой частью психологического, психофизиологического отбора.
Таким образом, психофизиологический профессиональный отбор - это отбор по врожденным темпераментным нетренируемым характеристикам в соответствии с требованиями профессии.
А каковы требования профессии? Собственно, психофизиологический профессиональный отбор начинается с этого момента. И здесь большую роль играет профессиональная подготовка психолога, его способность смотреть на производственные действия с позиций особенностей человеческого восприятия и установок, видеть скрытые от неопытного взора потенциально опасные технологические элементы. Этому нужно учиться. И это приходит с опытом.